Куда пойти?
Сегодня
Завтра
Выходные

Комедии

]]> ]]>

Комедии

Если бы давным-давно, еще в VII–VI веках до нашей эры в период расцвета античной цивилизации не возникли первые комедии, современное драматическое искусство потеряло бы очень многое, а нынешние зрители никогда не смогли бы обрести лучшее в мире лекарство от депрессии — смешные и задорные постановки. Разумеется, нынешние представления режиссеров, актеров, драматургов и зрителей на этот древний и многоуважаемый, не смотря на свою кажущуюся легкомысленность, жанр сильно отличаются от тех, с помощью которых комедия позиционировалась в эпоху античности. Изменилось буквально все — от структуры построения пьесы до морального ценза, позволяющего обшучивать те или иные поступки. Но при этом суть таких спектаклей, комедия как явление, ничуть не изменилась.

Античный мудрец Аристотель в своем дошедшем до нас трактате «Поэтика» писал об этом жанре так «Комедия — подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде». Юмор и гипертрофированное изображение тех или иных недостатков и общечеловеческих слабостей до сих пор остаются сутью этого интереснейшего театрального явления.

Стоит заметить, что отнюдь не для всех зрителей комедия — это повод для того, чтобы посмеяться над неправильностью иных людей. Очень многие любители сценического искусства решают пойти на комедию для того, чтобы разглядеть через призму театральной постановки собственные недостатки, разглядеть бревно в собственном глазу и благополучно его удалить, проведя при этом время не только с пользой, но и с большим удовольствием.

В разные периоды именно комедия позволяла драматургам определенных эпох высказывать свою точку зрения на те вещи, о которых по умолчанию нельзя было рассуждать напрямую. Острополитическая сатира, критика правящего строя, ошибки различного руководства, серьезные социальные проблемы, те или иные пороки, охватившие собой все общество, зачастую могли быть отнесены в категорию запретных тем. Однако именно в комедии, в так называемом «низком жанре» всегда можно было найти лазейку для того, чтобы обнародовать собственное, зачастую противоречащее общепринятому, мнение. Подобной уловкой пользовались самые разные литераторы.

История мировой литературы насчитывает множество случаев, когда самые «серьезные» и более чем солидные авторы отрывались от создания своих философских трудов на такой, казалось бы, легкий пустячок, как комедия, и в результате обретали столь ошеломляющий успех, которого они никогда не могли бы достичь своими основными трудами. Наиболее известный пример такого рода, зафиксированный в отечественной литературе — это, разумеется, комедия «Недоросль», написанная историком и государственным деятелем, серьезным автором Фонвизиным. Поклонниками пьесы о злоключениях недотепистого лоботряса Митрофанушки и его более чем пронырливой матушки до сих пор являются школьные преподаватели словесности, которые потом не без удовольствия смотрят на то, как вверенные им акселераты смеются над текстом, созданным несколько столетий назад.

Юмор и сатира — явление вневременное. Именно поэтому в репертуарах крупнейших и популярнейших столичных театров практически всегда есть комедия, автор которой почил с миром несколько веков назад. «Женитьба Фигаро» посещается театралами двадцать первого века так же часто, как она посещалась зрителями века двадцатого, девятнадцатого, восемнадцатого.

Но, разумеется, помимо этих постановок в комедийном репертуаре любого театра есть и совсем другие произведения, написанные уже в наши дни отечественными или зарубежными драматургами. Более того, многие театральные коллективы, специализирующиеся именно на постановках такого рода, сами пишут комедии, ориентируясь на творческие силы собственного коллектива и амплуа, в которых привыкли работать актеры их труппы. Самым успешным экспериментом такого рода по праву считаются постановки московской труппы «Квартет И» — «День радио», «День выборов» и «О чем говорят мужчины», которые не только первый год идут на театральных подмостках, но и совсем недавно были крайне успешно экранизированы.