Куда пойти?
Сегодня
Завтра
Выходные

Билет на спектакль Дети Розенталя

Либретто Владимира Сорокина

Дирижер-постановщик - Александр Ведерников
Режиссер-постановщик - Эймунтас Някрошюс
Художник-постановщик - Мариус Някрошюс
Художник по костюмам - Надежда Гультяева
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Хормейстер-постановщик - Валерий Борисов

Мировая премьера оперы, написанной по заказу Большого театра, состоялась 23 марта 2005 года.
Спектакль идет с одним антрактом.
Продолжительность - 2 часа 45 минут.

В мировой истории оперного искусства вряд ли найдется много примеров столь бурного общественного резонанса, подобного тому, который вызвала идущая на сцене московского Большого театра опера «Дети Розенталя», билеты на которую в кассах не залеживаются. Отечественная публика буквально раскололась на два лагеря, входившие в которые сторонники противоположных точек зрения порой довольно ожесточенно спорили друг с другом. Конечно, в истории неоднократно бывали прецеденты, когда классические оперы вызывали у зрителей и слушателей жаркие споры, но обычно это случалось уже после премьеры.

С «Детьми Розенталя» история приключилась поистине фантасмагорическая. Скандал вокруг этой оперы разразился задолго до ее премьеры. Причем его носителями были люди, не слышавшие ни одной ноты оперного спектакля. В музыкальном произведении, в котором слово играет подчиненную второстепенную роль, причиной для раздора стал не сам сюжет, а личность либреттиста Владимира Сорокина. Впрочем, несмотря на обилие сломанных в прессе копий сама опера в итоге уже стала свершившимся фактом и ярким событием в музыкально-театральном мире.

Либретто для «Детей Розенталя» было написано по заказу Большого театра, что в последние пару десятилетий случается не слишком часто. Сам факт заказа написания современной оперы не может не радовать, поскольку Большой театр к тому времени в данном направлении деятельности несколько отстал от ведущих мировых театров. А без появления новых оперных спектаклей сам жанр обречен на стагнацию.

Оперу «Дети Розенталя» с полным на то основанием можно назвать постмодернистским произведением. В ней основное внимание уделено не содержанию, а формам и разнообразным возможностям их комбинаций, похожих на игру с отраженным светом шедевров прошлого. Поэтому определенная искусственность является не достоинством или недостатком этого оперного спектакля, а самой формой его существования. Эта искусственность пронизывает оперу от первой до последней ноты. Искусственна сама фабула, мысли и чувства, эпохи и ситуации, дублированы-клонированы персонажи. В этой искусственности главной квинтэссенцией является полное самоотрицание. При этом многие специалисты усмотрели в опере социальную идею противопоставления гениальности личности, искусства и общества, буквальную невозможность существования талантливой личности в жестоких рамках современной реальности. Однако сам Владимир Сорокин рассказал прессе, что его главным стремлением было выразить религиозную христианскую мысль о том, что человек не способен уподобиться Богу, а искусственные творения никогда не сравнятся с естественными, природными созданиями.

Подчиняясь основной идее искуственности, музыка оперы развивает ее в полной мере. Композитор Десятников продемонстрировал здесь свое высочайшее мастерство творческой стилизации. И пусть в «Детях Розенталя» нет прямых музыкальных цитат, однако они легко ощутимы за счет стопроцентного узнавания оркестровых форм и интонационных закономерностей, характеризующих стили разных композиторов прошлого.

Вместо увертюры зрителям в зале предлагается рассказывающий предысторию сюжета голос чтеца. Он знакомит зал с профессором Алексом Розенталем и его удивительной судьбой. Музыка первой сцены, несколько диссонансная и довольно динамичная, созвучна творческим исканиям Шостаковича, Прокофьева, Свиридова. Каждая из дальнейших картин стилизована под произведения одного из четырех композиторских клонов – Чайковского, Верди, Вагнера, Мусоргского. С точки зрения главной идеи наиболее удачно у Десятникова получилась сцена Чайковского, которая слушается и смотрится необыкновенно естественно, несмотря на всю гротескность происходящего. Но не менее интересны и остальные сцены.

В целом следует признать, что «Дети Розенталя», билеты на который пользуются высоким спросом, представляют собой весьма неординарный оперный спектакль. Если вы – не консерватор, если вам созвучны новые искания в искусстве и нетипичные идеи, билеты на «Детей Розенталя» помогут вам оказаться в ирреальном пространстве новаторского творчества. И кто знает, может быть пару десятилетий спустя эта опера станет общепризнанным важным этапом развития оперного искусства.



Заказать билеты – «Большой театр (Историческая сцена)»

Оставить заявку

Представьтесь:
Ваш телефон:
Заявка:
 
Напишите свой отзыв
Имя:

Ваш отзыв:

Ваша оценка:
Отлично
Хорошо
Нормально
Плохо
Ужасно