Куда пойти?
Сегодня
Завтра
Выходные

Билет на спектакль Иван Грозный (16+)

Либретто Юрия Григоровича

на музыку Сергея Прокофьева
Балет в двух действиях

Либретто Юрия Григоровича

Хореограф-постановщик — Юрий Григорович
Сценография и костюмы Симона Вирсаладзе
Дирижер-постановщик — Василий Синайский
Художник по свету — Михаил Соколов
Художники по возобновлению декораций — Наталья Павлова, Михаил Сапожников
Художник по возобновлению костюмов — Елена Меркурова

Премьера балета состоялась в Большом театре 20 февраля 1975 г.
Возобновление этой постановки в новой хореографической редакции — 8 ноября 2012 г.

Использованы фрагменты музыки к кинофильму «Иван Грозный», фрагменты «Русской увертюры», кантаты «Александр Невский», фрагмент Третьей симфонии.
Редакция и дополнительные музыкальные фрагменты Михаила Чулаки

В основу идущего на сцене столичного Большого театра замечательного балетного спектакля «Иван Грозный», билеты на который всегда активно востребованы зрителями, легла музыка Сергея Прокофьева, написанная композитором для одноименного фильма известного режиссера Сергея Эйзенштейна, снятого им в 1942-м году. Эта музыка производит очень сильное впечатление своей удивительной пластичностью. Воссоздающий суровую эпоху обостренный драматизм гармонично соединяется в ней с обилием танцевальных лирических мелодий.

Идея создать балетный спектакль на музыку, написанную Прокофьевым для кинематографа, принадлежит озвучивавшему киноленту Эйзенштейна дирижеру А.Л. Стасевичу. Именно он обратил на выдающиеся достоинства этой музыки внимание талантливого балетмейстера Юрия Григоровича, заразив его своей идеей. Разбудившая творческое воображение Григоровича идея полностью захватила его мысли. Юрий Николаевич решил создавать драматургию балетного спектакля, как самостоятельного по сюжету произведения, не связанного впрямую с сюжетом кинофильма, а опирающегося на широкие возможности хореографии и приемы пластической выразительности. Помимо музыки из фильма Эйзенштейна Григорович в целом ряде эпизодов использовал и другие музыкальные сочинения Сергея Прокофьева, близкие по стилю и духу к исходному материалу.

В балетном либретто «Ивана Грозного» хореограф строго следовал внутренней логике произведения композитора. В нем отражены ключевые события истории русского государства того времени и факты жизни самодержца – царя Ивана IX, находившегося на вершине власти целых полвека. В начале балетного спектакля главный герой предстает перед зрителями любящим юным супругом, выбравшим из числа многих девушек свою Анастасию. Затем в жизнь царя врывается горе, когда отравленная боярами Анастасия умирает на его руках. Эта тяжелая утрата способствует превращению мнительного Ивана в жестокого, подозрительного и замкнутого по характеру самодержца, получившего в народе прозвище Грозный. Царь вступает в многотрудную борьбу с внешними и внутренними врагами, сделав своей главной силой мобильную армию опричников. Главной его целью становится объединение русских земель в единое государство и его дальнейшее укрепление перед лицом многих вызовов…

Премьера балета Григоровича состоялась на сцене московского Большого театра в теперь уже далеком феврале 1975-го года. На следующий год Юрий Николаевич поставил свой балетный спектакль в Париже, где билеты на «Ивана Грозного» пользовались не менее высоким спросом, чем в нашей стране. В дальнейшем балет с триумфом прошествовал по многим ведущим театральным сценам мира.

Современную версию балетного спектакля, воссозданную по либретто Юрия Григоровича, театральные критики с полным на то основанием называют подлинным шедевром балетного искусства. Замечательно передать национальный колорит и особую напряженность исторического времени помогают талантливым танцовщикам Большого театра объемные, лаконичные декорации и стилизованные под старину костюмы известного художника Симона Версадзе.

Сценическое действие «Ивана Грозного», о билетах на которого следует позаботиться заранее, определяется гармоничным взаимным дополнением и переплетением музыкальных лейтмотивов, формирующих яркие и колоритные образы героев – Ивана Грозного, Анастасии, Курбского, иноземных врагов, бояр-заговорщиков, опричников и представителей простого народа. По мере того, как на сцене разворачиваются лирические, героические, трагические и скорбные события сюжета, лейтмотивы постоянно переплетаются, определяя сюжетное развитие, придавая ему эмоциональную окраску и сливаясь с ним.

Истинным любителям искусства балета билеты на «Ивана Грозного» дадут прекрасную возможность окунуться в атмосферу суровой отечественной истории, выраженной хореографическими средствами, и сполна насладиться высоким мастерством ведущих танцовщиков главного театрального заведения нашей страны.



Заказать билеты – «Большой театр (Историческая сцена)»

Оставить заявку

Представьтесь:
Ваш телефон:
Заявка:
 
Напишите свой отзыв
Имя:

Ваш отзыв:

Ваша оценка:
Отлично
Хорошо
Нормально
Плохо
Ужасно