Московский Большой театр, билеты на спектакли которого в наши дни пользуются огромным спросом, был основан 28 марта 1776-го года по высочайшему повелению императрицы Екатерины II, подписавшей десятилетнюю «привилегию» на проведение всевозможных зрелищных представлений прокурору князю Петру Урусову. Первоначальное театральное здание было уничтожено пожаром. После этого театр несколько раз менял свое местоположение, вновь горел, пока, наконец, не вернулся на прежнее место на улице Петровка. Театральная площадь в ее современных очертаниях была запроектирована после пожаров 1812-го года.

Возведение того исторического здания, которое сегодня является одним из главных архитектурных памятников российской столицы, началось в 1853-м году, длилось в течение трех лет и было завершено к торжественному открытию, состоявшемуся 20 октября 1856-го года. В последующие полтора века театр частично перестраивался, неоднократно реставрировался и в итоге обрел свой современный облик. Сегодня Государственный академический Большой театр с полным на то основанием входит в число ведущих мировых театральных площадок.

В октябре 2002-го года комплекс Большого театра пополнился Новой сценой. Именно на ней велась основная сценическая деятельность в период с 2005-го по 2011-й год, когда в историческом здании проводилась последняя на данный момент масштабная реконструкция. В результате целого комплекса строительных, реставрационных и монтажных работ главный театр России вернул себе многие исторические черты, получив при этом самое современное техническое оснащение. Благодаря появлению ряда новых помещений и подземного зала полезная площадь Большого театра выросла практически в два раза.

Зрители по достоинству оценили усилия нескольких тысяч уникальных специалистов, трудившихся над реконструкцией основного театрального здания, и билеты в Большой театр всегда очень быстро исчезают из продажи.

Здание Новой сцены московского Большого театра, билеты на которую востребованы постоянно, возведено на улице Большая Дмитровка на месте ранее находившихся там многоквартирных домов-коммуналок. Его фасад смотрит на левый торец главного здания ГАБТа. Зрительный зал рассчитан на прием тысячи зрителей.

Строительство здания, общая площадь которого составляет 25 тысяч квадратных метров, заняло семь лет и продолжалось с 1995-го по 2002-й год. Здание возводилось на природном холме. Первый камень в его фундамент был торжественно заложен 28 сентября 1995-го года.

На нулевом цикле строительных работ была применена новаторская методика «сверху вниз», не требующая раскапывания котлована. Благодаря этому были обеспечены гарантированная сохранность соседних зданий, существенное сокращение сроков строительства и весьма важная в городском центре звукоизоляция.

Фундамент, несущие колонны и перекрытия театрального здания Новой сцены изготовлены из монолитного железобетона. Фасад филиала Большого театра украшен четырехколонным балконом-портиком. К нему ведут широкие мраморные лестницы. Благодаря особенностям местного ландшафта трехъярусное здание Новой сцены фактически имеет ту же высоту, что и шестиярусное историческое здание ГАБТа.

Для внешней отделки использовался специальный вид современной штукатурки по краске, имитирующей камень. Благодаря такому оригинальному решению строителям не потребовался дорогостоящий мрамор, при применении которого возникают многочисленные швы, неизбежные при подгонке и стыковке мраморных плит.

Внутренние интерьеры здания Новой сцены выдержаны в бело-зеленых и бело-терракотовых тонах с вкраплениями золотых элементов. В половых покрытиях использованы мраморная мозаика и наборные роскошные паркеты из ценных пород дерева. Освещение формируется многочисленными хрустальными люстрами. В зрительном зале находится главная люстра, стилистика которой перекликается со знаменитой люстрой Исторической сцены.

Росписи потолка создавались на основе эскизов талантливого русского художника Льва Бакста – представителя творческого периода «серебряного века». Их современную корректировку выполнил Зураб Церетели, в мастерской которого также расписывались сценические занавесы.

Сама сцена способна в автоматическом режиме подниматься и опускаться за несколько минут, а также вращаться или заменяться другими площадками. Она имеет размеры 24 × 24 метра и располагает двумя «полукарманами», предназначенными для сборки и хранения декораций. С двух ее сторон располагаются два грузовых подъемника с разгрузочными местами. В конструкции оркестровой ямы предусмотрена возможность ее уборки для расширения количества мест в партере. В репетиционных залах настелены пол из пробки и специализированные балетные полы.

В зрительном зале смонтированы системы для специального и антрактного освещения, кинопоказов, перевода речи. Обивка кресел в филиале ГАБТа выполнена не в традиционных бордовых, а в мягких зеленых тонах. При этом оформление царской ложи копирует интерьер аналогичной ложи в здании Исторической сцены.

Каждое зрительское кресло Новой сцены оборудовано специальной «декой», усиливающей звуковой эффект и качество акустики. Современное технологическое оборудование дополняется наличием видеостудии, располагающей широкими возможностями трансляций спектаклей в прямом эфире. В центральной зоне над входом в театральное здание находится уютный зимний сад-гостиная.

Официальное открытие Новой сцены, билеты на которую пользуются у московских зрителей очень высоким спросом, состоялось 29 ноября 2002-го года, когда на ней была представлена опера «Снегурочка» на музыку композитора Николая Римского-Корсакова.