Один из самых известных и модных столичных сценических коллективов — театр Мастерская Петра Фоменко, купить билеты на представления которого стремятся многие любители искусства, был основан в конце ХХ века. Официальной датой своего рождения театр Фоменко называет лето 1993 года. Именно тогда мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ, официально узаконивший данный театр. Петра Фоменко и его актеров, на самом деле, куда больше устраивает другая дата: июль 1988 года. Именно тогда руководитель учебной мастерской режиссерского факультета ГИТИСа (ныне — РАТИ — Российская академия театрального искусства) Петр Наумович Фоменко набирал новую группу студентов для обучения.

Именно с первых отборочных туров творческого конкурса в 1988/89 учебном году и берет свое летоисчисление знаменитый театр Петра Фоменко. Репертуар, игравшийся в те годы на подмостках учебной сцены ГИТИСа, сильно отличается от того, который представляет в нынешнем сезоне своим зрителям прославленный Театр Фоменко. Однако и в те годы, и теперь вместе с Петром Наумовичем работали одни и те же люди. Это Полина Агуреева, Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина, Евгений Цыганов — те, с кого начал свое существование знаменитый театр Фоменко, и те, без кого его теперь сложно представить.

Одно из неоспоримых преимуществ, которыми обладает театр Фоменко — репертуар данного творческого коллектива. Театр Мастерская Фоменко смог не просто собрать на своей афише имена множества маститых, известных и прославленных авторов известнейших произведений, но и сделать так, чтобы они удачно дополняли друг друга, создавали целостную картину, формировали визитную карточку труппы.

Режиссер и его труппа сделали очень многое для того, чтобы даже самом неискушенному зрителю при виде этой афиши стало ясно, что именно представляет собой такая творческая единица как театр Фоменко. Билеты на «Войну и мир» и «Бесприданницу» пользуются огромным спросом, причем не только у преподавателей словесности и их питомцев, проходящих Чехова и Островского в рамках школьной программы. Театр Мастерская Фоменко силами своих и приглашенных режиссеров сделал из классиков современников, сохранив при этом стиль, дух и величие данных произведений.

Актуальность, оригинальность, и талант — вот что такое для нынешнего столичного зрителя театр Петра Фоменко, билеты в который покупают как москвичи, так и гости столицы, принадлежащие к самым разным социальным слоям и исповедующие иногда абсолютно контрастные взгляды на мир. Их всех — любителей как классики, так и современности, адептов комедийных постановок и высоких трагедий, зачастую объединяет в своем зале театр Фоменко, репертуар которого пестрит самыми разными именами. Помимо уже упоминавшихся Островского и Чехова, театр Фоменко смело берется интерпретировать произведения Шекспира. Ионеско, Джеймса Джойса, Достоевского, Кэрролла и Гоголя. Причем речь идет как о произведениях, изначально написанных в драматургической форме, так и о прозе, которая отнюдь не всегда поддается удачной инсценировке.

Однако в природе нет пока такого романа или повести, которую театр Петра Фоменко не смог бы превратить в качественный спектакль. Например, постановка «Рыжий», сделанная на основе воспоминаний о талантливом молодом екатеринбуржце Борисе Рыжем или спектакль «Самое важное», который был поставлен по роману Михаила Шишкина «Венерин волос». А ведь и в том, и в другом случае в качестве исходного материал для постановки брались отнюдь не пьесы, а достаточно сложные прозаические формы.

Подрастающее поколение — это весьма значительная часть аудитории, к которой обращает своё творчество театр мастерская Фоменко. Спектакли, адресованные юным зрителям, пользуются большим спросом как у заботливых родителей, так и у школьных учителей. В данном случае речь идет о произведениях таких прекрасных представителей британской литературы как Кэрролл и Шекспир, которых очень удачно адаптировал для современных подростков театр Фоменко. Спектакли «Алиса в Зазеркалье» и «Сказки Арденского леса» пользуются особым спросом в дни школьных каникул.

Среди множества учеников и последователей Петра Наумовича есть те, кто после успешного окончания ГИТИСа пришел работать в театр Фоменко и остался тут навсегда. Эти люди некогда были робкими студентами, упорно и кропотливо постигающими все тайны закулисья. А теперь они известные актеры и режиссеры, настоящие атланты, на которых держится театр Фоменко.

То же самое относится и к Сергею Женовачу, который некогда был одним из самых перспективных учеников Петра Наумовича, а впоследствии создал свой собственный театр. Фоменко, сумевший воспитать такого неординарного постановщика и обладателя множества ведущих театральных премий, может по праву гордиться своим учеником. Именно это Петр Наумович и благополучно делает, приглашая Женовача ставить новые спектакли в свое родовое гнездо.

В марте 2010 года театр Фоменко понес страшную, невосполнимую утрату. 3 марта 2010 года в ДТП погиб Юрий Степанов, один из ведущих артистов труппы, один из создателей и основателей такой Вселенной как театр Петра Фоменко. По отзывам театральных критиков, Степанов был одним из лучших исполнителей роли доктора Чебутыкина в спектакле «Три сестры» по пьесе Антона Павловича Чехова. Именно под Степанова театр Фоменко поставил умопомрачительно-смешную комедию «Мотылек» о злоключениях рядового Лебедушкина, который так хотел вырваться из армии, что превратился в девушку. Степанов играл в этой пьесе отца-командира и делал это так смешно, что от хохота трясся весь театр Фоменко. Репертуар многое потерял после гибели Степанова, но еще больше потерял сам коллектив, сами артисты, для которых Степанов был не просто талантливым актером, а еще и близким другом, однокурсником, единомышленником, другом и советчиком.

Сейчас театр Фоменко переживает вторую молодость. На эту сцену пришли играть, творить, искать себя и воплощать свежие идеи новые воспитанники Петра Наумовича — студенты его второго выпуска мастерской в РАТИ. Именно им суждено показать формировать новый имидж этой сцены, не забывая при этом о том опыте и тех наработках, которые привнесли на данные подмостки их более опытные коллеги, те, чьими силами и был основан театр Фоменко. Будем надеяться, что количество новых идей, которыми всегда так богата творческая молодежь, в скором времени превратится в качество, в свежие и неординарные постановки, в небанальное видение известных образов, в смелое решение трудных и столь интересных творческих задач.