Одним из самых любопытных и необычных театров Москвы по праву считается Центральный академический театр Российской армии. К числу его постоянных поклонников можно отнести не только театралов, придерживающихся классических взглядов на постановки, и военнослужащих всех рангов и возрастов, но и любителей архитектуры.

Дело в том, что здание ЦАТРА было спроектировано еще в тридцатые годы прошлого века, в период становления так называемого «сталинского ампира» в отечественной архитектуре. Авторы проекта — архитекторы Алабян и Симбирцев — сконструировали главную «армейскую» сцену страны и ее подсобные помещения в форме здания-звезды. Пять «лучей»-сторон и очень нестандартная форма не позволили зданию вписаться в планировку обычной, линейной улицы, а потому Театр Российской Армии занимает центральное место на площади в центре Москвы, (в настоящий момент она носит имя полководца Суворова). Одна из старинных московских баек гласит, что в начале Великой Отечественной войны, когда Москву бомбили фашистские самолеты, театр Советской Армии (именно так тогда назывался этот творческий коллектив) пришлось маскировать одним из первых: якобы вражеские летчики ориентировались по сторонам-лучам и выбирали новые направления для своих вылетов.

Правда это или нет — сейчас узнать довольно сложно. Но в любом случае в настоящий момент Центральный академический театр Российской армии сейчас официально считается зданием с крупнейшей в Европе сценической площадкой. Синопсис спектаклей, которые на протяжении семидесяти с лишним лет ставились на этой сцене, может рассказать очень многое любому историографу, который затрагивает в своих научных работах тему патриотического воспитания подрастающего поколения.

Героическое прошлое нашей страны и доблесть защитников отечества — это две темы, на которые всегда опирался при формировании своего репертуара Центральный академический театр Российской армии. Билеты на подобные постановки всегда распространялись не только в сфере столичных театралов, но и в среде воспитанников суворовских училищ, а впоследствии еще и кадетских корпусов. Сейчас этот творческий коллектив очень сильно разнообразил свой детский репертуар. На его сцене с большим успехом идут мюзиклы, поставленные по мотивам сказок про Чипполино и Волшебника из страны Оз.

Свою «взрослую сцену» Центральный академический театр Российской армии тоже подверг глобальным изменениям. Разумеется, нынешнюю инсценировку «Гусарской баллады» никто не собирается сбрасывать со счетов. Многие знаковые спектакли ЦАТРА идут здесь не первое десятилетие (Например, драма «Эта странная миссис Сэвидж», которую ветеран отечественной драматургии режиссер Сергей Колосов поставил на местной сцене почти полвека назад).

И при этом Театр Российской армии не чурается современных постановок. Речь идет об удивительной инсценировке «Человек из Ламанчи» по роману Сервантеса «Дон Кихот», главную роль в которой сыграл один из старейших и при этом великолепнейших отечественных актеров — Владимир Зельдин.